В автобусах ПАЗ отключение сцепления при нажатии на соответствующую педель производится через специальное устройство – пневмогидроусилитель – ПГУ. Этот узел существенно облегчает управление вилкой отключения, которая, как известно, отводит нажимной диск от ведомого и кратковременно прекращает передачу крутящего момента от двигателя к КПП.
Таким образом, благодаря усилителю, педаль сцепления выжимается без прикладывания особых усилий, плавно возвращается в исходное положения, позволяет без рывков, остановки, ударов переключить передачу.
В ПГУ сцепления ПАЗ предусмотрена гидравлическая и пневматическая части, создающие усилие для приведения в действие вилку выключения.
Гидравлическая часть предполагает в составе гидроцилиндр.
Пневматическая, соответственно, пневматический цилиндр.
Неотъемлемые составляющие двух цилиндров – поршень, шток, возвратная пружина.
Важное звено устройства – следящий механизм. Он обеспечивает управление цилиндрами, исходя из положения педали сцепления. Данный механизм состоит из управляющего (следящего) поршня, диафрагмы, седла выпускного клапана, возвратной пружины, воздействующей на диафрагму.
Для подачи рабочей среды в цилиндры и ее отвод применяются впускные и выпускные клапаны.
Когда сцепление включено, то есть педаль находится в начальном положении, общий для двух цилиндров шток прижат к поршням, выпускной клапан открыт (соединяет надпоршневую полость пневмоцилиндра с окружающей средой), впускной закрыт.
Когда водитель автобуса выключает сцепление, то есть нажимает на соответствующую педаль, рабочая жидкость поступает в гидроцилиндр и к поршню следящего устройства.
Поршень перемещается к седлу выпускного клапана. В результате диафрагма деформируется, способствует движению седлу к выпускному клапану. Он садится в седло, тем самым перекрывая надпоршневую полость пневмоцилиндра, изолируя ее от окружающей среды.
Далее усилие передается на управляющий клапан, он открывает подачу сжатого воздуха в пневматический силовой узел.
Шток пневмоцилиндра движется, оказывая силовое воздействие на вилку управления сцеплением. Давление подачи среды, которое напрямую влияет на выход штока, регулирует следящее устройство.
Водитель отпускает педаль – рабочая жидкость, которая дала старту всему процессу передачи усилия, перестает нагнетаться, давление в цилиндрах падает. Пружины обеспечивают возвращение штоков и поршней в исходное положение.
В автобусах ПАЗ усилитель сцепления со временем может работать со сбоями или вовсе выйти из строя. Как и любой узел автомобиля. В данном случае речь идет о невозможности выключить сцепление, поэтому без ремонта или замены ПГУ не обойтись, если проблема действительно в этом узле.
Возможные причины несрабатывания ПГУ – износ уплотнителей, пружин, повреждение диафрагмы, нарушение герметичности цилиндров.
С помощью ремкомплекта ПГУ ПАЗ вполне реально отремонтировать устройство, если проблема в деталях, которые можно заменить – прокладках, кольцах, пружинах, клапанах.
При серьезном износе основных составляющих, неисправностях в цилиндрах, входящих в их состав поршне и штоке, скорее всего, потребуется замена узла.
Для выбора нового ПГУ нужно знать базовые характеристики заводского, а именно:
Например, для автобуса ПАЗ Аврора подойдет пневмогидравлический усилитель 6000 Н, с диаметром штока 100 мм, ходом поршня 85 мм, длиной 430 мм и шириной 150 мм.
Немецкий бренд износостойких и долговечных ПГУ – Hottecke.
Заказывайте узлы и запчасти Hottecke для ПАЗ у официальных дилеров https://hottecke.ru/gde-kupit/.